Говорят, что автомобиль даёт непередаваемое чувство свободы. Будь то полночь или шесть утра, вы всегда можете сесть в свой автомобиль и поехать куда глаза глядят. Но, хватит ли у вас смелости отправиться в многодневное путешествие из Азии в Европу на автомобиле, которому не одно десятилетие и вместо привычного навигатора у вас будет штурман с дорожной книгой? На подобное безумие способны единицы в современном мире, а что говорить о далёком 1907 году, когда появилось легендарное ралли «Пекин–Париж». Мероприятие, ставшее живой легендой — в нашей еженедельной одноимённой рубрике.
В 1907 году газета Le Motin опубликовало следующее: «Необходимо доказать, что пока у человека есть автомобиль, он может сделать всё, что угодно, и добраться куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа на автомобиле?». Вряд ли журналисты могли подумать, что найдутся смельчаки, которые на берутся смелости отправиться в экстремальное путешествие из Китая в Париж, а их оказалось совсем немало.
40 человек откликнулись на призыв Le Motin проверить себя на прочность, но вот на старт 10 июня 1907 в Пекине вышло всего лишь пять экипажей, четыре из которых финишируют в Париже спустя два месяца, а про поездку сошедшего Огюста Понса можно будет снять триллер. Но обо всём по порядку.
Итак, пять экипажей, представляющие Италию, Францию и Голландию, отправились в путь. Самым мощным автомобилем была Itala ярко-красного цвета, оснащённая четырёхцилиндровым двигателем объёмом 7,4 л. под управлением князя Шипионе Боргезе. Одним словом, у князя были все шансы выиграть 1,5 литровую бутылку шампанского Mumm, надо всего лишь было доехать до столицы Франции.
На деле же до Парижа добраться было не так просто, как могло показаться на первый взгляд. Начнём с того, что первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан только в 1885 г. Карлом Бенцом, и никому вплоть до 1907 г. не приходило в голову добраться из Пекина в Париж, а, во-вторых, у экипажей не было карт. Главным ориентиром в пути были телеграфные столбы. Таким образом, награда в виде той самой бутылки шампанского могла стоить участникам жизни. Смущала ли их перспектива потеряться и не вернуться домой, мы не узнаем никогда, но храбрости этих людей можно по-хорошему позавидовать.
Выехав из Пекина в Париж, участники могли надеяться на удачу, и на то, что их «железный конь» внезапно не сломается где-нибудь вдали от цивилизации. Но надежда — капризная дама, и кому-то обязательно должно было не повезти. Этим неудачником стал Огюст Понс. Его трёхколёсный друг Contal Mototri сломался в пустыне Гоби. Если бы не помощь кочевников, встретившихся на пути, то, скорее всего, он бы остался где-то недалеко от своего «коня» вместе с Октавом Фуко, и мы бы не прочитали письмо в газете La Vie au Grand Air, наполненное трагическими подробностями пребывания в песках третьей по величине пустыни в мире.
В то же время, пока Понс бродил в пустыне с Фуко, Боргезе отклонился от курса, побывал в Санкт-Петербурге и через Москву вернулся в гонку. Итальянец не только хорошо провёл время, но и не потерял своё преимущество, добравшись до финиша в Париже первым. Спустя год после победы Шипионе выпустил книгу «Из Пекина в Париж», где подробно рассказал о своём незабываемом приключении за рулём Itala 35/45 HP в компании Этторе Гвиззарди и журналиста Луиджи Барзини-старшего (в состав каждого автомобиля входил журналист, передававший новости через телеграфные станции, расположенные на протяжении маршрута ралли — прим.ред). Стоит отметить, что если у вас появилось желание увидеть собственными глазами автомобиль Боргезе, то добро пожаловать в автомобильный музей в Турине. Несмотря на свой почтенный возраст, Itala до сих пор на ходу!
А что же стало с тремя экипажами, которые добрались до финиша вместе с Боргезе, спросите вы. Чарльз Годарт и Жан дю Тайлис финишировали вторыми, но Годарта арестовали за мошенничество. У него не было денег на бензин, и машину Spyker он одолжил для участия в гонке. На третьем месте финишировал Жорж Кормье из Франции на DeDion. Следом за ним родные просторы увидел Виктор Коллиньон на автомобиле той же марки.
Вряд ли Боргезе, а тем более Понс, могли представить, что спустя десятки лет смельчаки из разных уголков земного шара будут повторять их маршрут, но вместо телеграфных столбов у них будут дорожные книги и возможность вызвать помощь, чтобы не оказаться в западне, из которой выбраться можно будет только пешком или встретив случайно кочевника. Но время идёт, а традиции не меняются и желание проверить себя на прочность толкает людей на сумасшедшие поступки, такие как участие в ралли «Пекин-Париж».